ВО ЧТО ПОИГРАТЬ

Обзор фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров»

Кирилл Волошин


Задуманный ещё в 2013 году и в итоге снятый за пять месяцев фильм «Подземелья и драконы: Честь среди воров» за первый уик-энд в США собрал $38,5 миллиона и стал лидером проката, обогнав даже четвёртую часть «Джона Уика». И теперь картину режиссёров Джона Фрэнсиса Дейли (John Francis Daley) и Джонатана Голдштейна (Jonathan Goldstein) многие называют лучшей экранизацией культовой настольной системы Dungeons & Dragons. Она действительно такая крутая?

 

Категория Б для фильмов по D&D?

Ну, на самом деле все знают, что лучшее кино по D&D — это сериал «Очень странные дела», где помимо лысой паранормальной девочки главные роли исполняют типичные ботаны и заядлые фанаты настольной Dungeons & Dragons, столкнувшиеся в реальной жизни с монстрами максимального уровня. Здесь много отсылок к настолке, а в четвёртом сезоне показано, как в 80-х многие относились к её поклонникам — считали их сатанистами и сектантами.

Про лучшую экранизацию это, конечно, отчасти шутка — сериал всё-таки совсем про другое. Но он действительно передаёт мальчишеский азарт типичного гика, когда игра объединяет единомышленников, становится частью тебя, а потом ты и в реальной жизни готов сражаться со злом даже с помощью электрогитары, жаря на ней Master of Puppets.

 

Пожалуй, лучшая сцена во всём сериале.

А вот фильмы по официальной лицензии Dungeons & Dragons уже не про саму настолку и игру в неё, а про события, творящиеся в этих мирах. Вышедшая в 2000 году картина «Подземелье и драконы» режиссёра Кортни Соломона (Courtney Solomon) была смесью комедии и эпичного мрачного фэнтези, где за юмор в основном отвечал Марлон Уэйанс (Marlon Wayans), звезда «Очень страшного кино», а за мрак и пафос — драконы и харизматичные злодеи в исполнении Джереми Айронса (Jeremy Irons) и неподражаемого Брюса Пэйна (Bruce Payne), одного из лучших киношных плохишей в индустрии («Горец: Конец игры», «Чернокнижник 3: Последняя битва», «Книга мёртвых»).

 

Олдовые фанаты D&D ворчали на фильм из-за расхождений с каноном (роль Марлона Уэйанса, конечно, выбивалась из него), но лента собрала неплохую кассу и в целом смотрелась бодренько. А вот более «трушный» сиквел, Dungeons & Dragons: Wrath of the Dragon God («Подземелье драконов 2: Источник могущества») в 2005 году громко провалился и был бы совсем уныл, если бы не всё тот же Брюс Пэйн и проклятая его героем волшебница Мелора в исполнении прекрасной Клеменси Бёртон-Хилл (Clemency Burton-Hill).

Лучшее, что есть в этой картине.

Через семь лет вышла третья часть, Dungeons & Dragons: The Book of Vile Darkness («Подземелье драконов 3: Книга заклинаний»). Юмора, как и в предыдущем фильме, там не было, зато были концентрированное тёмное фэнтези и такой знакомый для всех, кто играл в классические партийные RPG, зачин: кинувшийся искать похищенного отца герой у первой встречной проститутки получает нужную зацепку, покупает в лавке авантюриста броню, зелья и мощный меч Порочности, а потом идёт в таверну общаться с группой хаотично-злых наёмников-убийц. Получилась лаконичное кино с парой эпичных сцен, выразительными напарниками и небанальной историей любви.

 

AAA тоже есть в лексиконе!

«Подземелье и драконы: Честь среди воров» стала перезапуском кинофраншизы. Картина рождалась тяжело — были судебные споры по поводу прав, несколько раз переписывался сценарий, и всё в итоге затянулось аж на 10 лет. Но сам фильм получился не вымученным и натужным, а на удивление лёгким, искрящимся юмором и позитивом.

Он, конечно, на голову выше, качественнее и эпичнее всех предыдущих лент (лучшей из них я считаю самую первую), что совершенно неудивительно — бюджет перезапуска составил $150 млн, а это в 2 раза больше, чем деньги, потраченные на производство всей оригинальной трилогии.

blank

Но при этом «Подземелье и драконы: Честь среди воров» аккумулирует лучшие стороны предшественников. Тут вам и комедия, и эпичность, и мрачное тёмное фэнтези, за которое отвечают Красные волшебники Тэя. Только всё это сделано ожидаемо мощнее.

Есть, конечно, и сражения с драконами (точнее, с одним). Эта уморительная сцена с толстым, катящимся по земле ящером, похожим на перекормленного котика, одна из лучших в фильме — давно я так не смеялся при просмотре кино. А уж эпизод с мертвецами, которых поднимают из могил ради сеанса вопросов и ответов, и вовсе шедевр.

 

Это я к тому, насколько здесь всё лучше и мощнее. Не хватает разве что Брюса Пэйна и какой-то сексуальности, что ли, неизменно сквозившей во всех прошлых фильмах. Нет, Мишель Родригес (Michelle Rodriguez) и София Лиллис (Sophia Lillis), известная по дилогии «Оно», тоже, конечно, красотки, но в полном соответствии с текущей повесткой одеты они максимально практично и не сверкают бронелифчиками — в новом фильме по D&D нет сексуальной объективации женщин. А хотелось бы хоть чуточку…

Неканоничный канон

При этом картина «Подземелье и драконы: Честь среди воров» далека от канона в плане сюжета и некоторых других моментов. Естественно, авторы старались соответствовать лору. Действие разворачивается в городе-государстве Невервинтер, одном из трёх ключевых на Побережье Мечей. Главный герой, бард Эджин в исполнении Криса Пайна (Chris Pine), принадлежит к арфистам. На стороне зла привычно выступают Красные волшебники Тэя. Печать на сокровищницу Невервинтера наложил знаменитый колдун Морденкайнен, и снять её можно только с помощью шлема Размыкания.

 

Творческая группа даже играла в настолку.

Среди ключевых персонажей присутствует симпатичная представительница расы тифлинг (хотя Дорик скорее похожа на типичную рыжую эльфийку, только с рожками). Есть даже до боли знакомые одноглазые бехолдеры и злобные сундуки с длинными языками.

В этом смысле фильм очень каноничный и верный лору. Но сама история о том, как вор и его подельница, вместе воспитывавшие девочку, пытаются вернуть ребёнка, которого их бывший соратник теперь считает своим, совершенно нетипична для классических историй в мире D&D и подходит больше для голливудской экшн-комедии, коей фильм, по сути, и является.

blank Для тифлинга не хватает демонического блеска в глазах.

Огромные праздничные воздушные шары с изображением Хью Гранта (Hugh Grant) над городом и переговаривающиеся по рации герои тоже смотрятся диковато. А использование телепортирующей палочки больше напоминает магические упражнения из «Гарри Поттера».

Но это всё равно забавно, потому что перед нами и есть яркий голливудский фильм. Причём с шикарными актёрами — Дэйзи Хэд (Daisy Head), сыгравшая Красную волшебницу Софину, и Хью Грант особенно хороши, а когнитивный диссонанс от того, что персонаж Гранта прилично старше остальных, но всё равно метит в ту же лигу бодрых авантюристов, если и возникает, то ненадолго.

blank

Примерно то же и с Крисом Пайном — исполнителю роли капитана Джеймса Кирка из трилогии Star Trek уже 42, и это заметно. Но в роли седеющего барда, переживающего за дочурку, он вполне убедителен. Резво драться и прыгать уже не пытается, зато смотрит в глаза со значением и толкает мотивационные речи.

150-миллионный бюджет пошёл не только на гонорары звёздам (не забывайте ещё про Мишель Родригес!), но и на технологии и в целом постановку. Спецэффекты и эпические сцены тут выглядят дорого, а эпизод, где тифлинг-оборотень убегает от Красной волшебницы, сделан круто не только технологически, но и в плане постановки.

blank

А на фоне того, как реализованы здесь сражения, драки из предыдущих фильмов по Dungeons & Dragons кажутся неуклюжей вознёй толкинистов, вооружённых деревянными мечами. Та же Мишель Родригес избивает врагов так, что и Джон Уик мог бы взять у неё пару уроков.

И при всей этой гипертрофированной комедийности и почти цирковой зрелищности, в фильме нашлось место для берущей за душу (пусть и тоже голливудской) драмы. Думаю, многие всплакнули, когда герою Криса Пайна в финале пришлось делать непростой выбор.

 

Авторы креативно продвигают фильм.

Так это действительно лучший фильм по Dungeons & Dragons? С одной стороны, культовый сеттинг тут используется лишь как костыль, фон для совершенно неканоничной голливудской экшн-комедии. И даже несмотря на обилие отсылок к лору, люди едва ли толпами побегут знакомиться с настолкой — скорее, будут ждать новых экранных приключений барда Эджина и компании, на которые уже намекали авторы.

С другой стороны, это действительно самое комплексное и качественное киновысказывание по D&D, где мы видим и комедию, и драму, и яркие сражения, и специфические фетиши сеттинга вроде языкастых сундуков. Это кино вполне может и должно оживить интерес к франшизе — а там, глядишь, и что-то более каноничное появится. Пока же ждём обещанный сериал и скачиваем листы персонажей для настолки.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»